“Окно Джохари” (Johari Window)
Вопросы, вопросами. а иногда в сессии можно воспользоваться хорошо зарекомендовавшими себя моделями.
“Окно Джохари” (Johari Window) — это психологическая модель, разработанная американскими психологами Джозефом Луфтом и Гарри Ингхамом в 1955 году. Она используется для описания и анализа взаимоотношений между людьми и процесса взаимопонимания.
Данная модель показала свою эффективность и в коучинге.
Демонстрация. Как работать с техникой “Окно Джохари” в коучинге.
Для работы с этой моделью я использую колоду метафорических или коучинговых карт – “1000 идей”
ДАННУЮ КОЛОДУ МОЖНО ОТНЕСТИ К СИСТЕМЕ ПОИСКА ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В БИЗНЕСЕ.
Ко мне обратился клиент(профессиональный фотограф) с запросом:
Хочу понять, что надо изменить в бизнесе, чтобы увеличить доход.
В данном случае карты помогут показать, то что явно проявлено и раскрыть неявные места.
Итак, что у нас относительно позиций, выше есть рисунок, а здесь напомним, что находится в каждом секторе – Окно Джохари
Первая позиция (левая вверху) – Я знаю, другие знают. (Открытие)
Проверка релевантности запроса. Ситуация на текущий момент.
Вторая позиция(правая вверху) – Я не знаю, другие знают. (Слепое пятно)
Здесь может содержаться скрытый ресурс, препятствие, а также отвергаемое клиентом действие.
Третья карта (левая снизу) – Я знаю, другие не знают. (Скрытое)
В этой позиции может быть что-то негативное, скрываемое или малозначимое. И это тоже может быть ресурсом.
Четвертая карта (правая справа) – Я не знаю, другие не знают.
Здесь может быть все, что угодно. Ресурсы, препятствия, возможности. И это надо исследовать.
Берем колоду, перемешиваем и достаем на каждую позицию по одной карте. Либо даете клиенту выбрать в закрытую на каждую позицию по одной карте.
Карты наполнены разными подсказками. И можно выбрать, то что откликается.
Клиент: По профессии я фотограф. Снимаю продукты питания.
Клиент смотрит на карту, ищет то что откликается, сопоставляет с позицией и дает обратную связь. Коуч все фиксирует.
1/ Я знаю, все знают.
Мои клиенты знают, что я творческий человек. И могу предлагать новые идеи для реализации каких то проектов.
Однако, здесь есть совет расширять бизнес. Это может быть добавить новые направления. Снимать не только продукты, но и предметы, драгоценности, людей.
И добавить во все это эмоциональности.
Плюс добавить роскоши, вероятно это возможность выйти на более дорогих заказчиков. В другой сегмент.
2/ Я не знаю, другие знают.
Мной достигнута определенная позиция на рынке. Но тема, которую я пока не рассматривал – это создание бренда. Или экспертность. Данная тема уже давно всем известна и на ней, тоже можно заработать.
Услуги популярного человека или эксперта стоят дороже.
Я обходил эту тему стороной, но вот мне это подсветилось.
3/ Я знаю, другие не знают.
Основной посыл – Поверьте в себя
Здесь идет разговор о том, чтобы вспомнить те комментарии или замечания других “доброжелателей”, которые остановили меня от каких либо действий.
В этом есть зона роста.
И как я припоминаю – это работа в зоне комфорта. Были моменты, когда я соглашался на более низкую оплату, но потом страдал от этого. В дальнейшем это заканчивалось разрывом с клиентом.
Или, хотел написать книгу, а коллега высказала мнение, что это никому не нужно. В итоге я остановился на содержании. А эта идея носится до сих пор вокруг меня.
Или, ей же предлагал организовать проведение мастер классов и организовать школу по подписке для фотографов. У нее есть ресурс – фотостудия, на базе которой можно это сделать. Но она не увидела перспективы. В результате, я опять сижу с этой нереализованной идеей.
4/ Я не знаю, другие не знают.
В данном разделе предлагается сделать выводы по текущему направлению. Довести до финала то, что было начато. Оценить перспективы. И если ситуацию не изменить, то выбрать другое направление деятельности.
В результате энергия, которая тратилась на действия не приводящие к результату, может быть направлена в другое более перспективное направление.
Подытожим, какие возможности у меня есть.
1. Расширить направления в текущем бизнесе(фотосъемка предметов, людей, ювелирных изделий и т.д);
2. Работа над собой, как экспертом – создание бренда и транслирование этого;
3. Написать книгу (это к теме экспертности);
4. Продумать, просчитать идею школы по подписке на своей базе, арендовать помещение;
5. Сделать рассылку с предложением провести фотосъемку по имеющимся у меня адресам(потенциальные клиенты).
6. Оценить креативные техники предложенные в каждой карте на предмет дополнительных идей.
Чем понравилась/не понравилась техника?
Техника мне понравилась. В данном контексте расширяется горизонт. Я вижу реальные шаги, которые можно сделать и их выполнение находится в моей зоне ответственности.
Плюс к этому, этот инструмент достаточно обширен, там много подсказок и есть над чем поразмышлять.
Чтобы закрепить результат, коуч задает вопрос – Что намереваешься сделать в ближайшие 72 часа?