Инструмент ОЗЭРО
Для начала напомню, что означают эти буквы.
- О — обстоятельство.
- З — значение.
- Э — эмоции.
- Р — реакция.
- О — обстоятельство.
Теперь поговорим о том, как можно зафиксировать на коуч сессии ситуацию клиента. Это помогает не только аудиально, но и визуально в моменте прочувствовать новое обстоятельство.
Бланк ОЗЭРО
Протокол или бланк по модели ОЗЭРО может быть любым. Это моя интерпретация.
Давайте разберем как это работает.
Ситуация — Жена сидит дома приготовила ужин. Обычно они ужинают в 20-00, потом смотрят кино и т.д.
В этот раз муж пришел в 23-00. Он не отвечал на звонки. Был погружен в себя. — это обстоятельство.
В обстоятельстве мы работаем с фактами, фактическими ситуациями, без эмоциональных окрасок и мыслей по этому поводу.
И если клиент эмоционально вам рассказывает о своей ситуации, ваша задача как коуча, выудить из этой истории факты.
Заносим факты в графу — обстоятельство. Даем обратную связь
Далее спрашиваем, какие мысли у вас были на это обстоятельство. — МЫСЛИ = ЗНАЧЕНИЯ.
Мысли у клиента возникли в районе от 19-30 и к тому моменту пока не пришел муж, они как снежный ком наворачивались одна на одну.
Коуч слушает клиента и выписывает каждую мысль на новой строке.
Далее мы переходим к букве Э — Эмоции.
Что вы чувствовали, какие эмоции у вас были в тот момент?
Записываем аккуратно. Внимательно слушаем.
Переходим к Р — Реакция
Как отреагировали, какая реакция была у вас на поздний приход мужа?
Клиент описывает, как он отреагировал в данной ситуации.
Последний пункт О — новое обстоятельство
Какой результат вы получили? Что было в итоге? В какой ситуации вы оказались, после того, как…
Записываем ответ. У нас это — 3 дня не разговаривали друг с другом.
Дальше показываем клиенту и задаем вопрос
Видите ли вы, что новое обстоятельство есть результат ваших мыслей? Того как ты думаешь?
Тут я бы хотел уточнить один момент.
Если у клиента была травма его мысли, результат того самого случая. Это может показывать ее поведение — замыкание в себе. Убежать из дома и т.д. Здесь же и низкая самооценка. А может это повторяющийся сценарий, перенятый из семьи. Все это признаки, что надо прорабатывать на уровне психологии. Потому что проработав эту модель в одном моменте, мы действуем локально. И в какой то другой ситуации, опять всплывет похожая реакция. Может с мамой, с подругой и т.д
Тут важно спросить, Когда были похожие ситуации с такой же реакцией на них.
В этой технике мы работаем с мышлением человека. И показываем ему, что есть другой мир. Насколько правда то, во что ты веришь?
Далее надо заземлить(заякорить) клиента на новое позитивное обстоятельство. Которое он хотел бы сам получить. Что ты чувствуешь в этот момент? Как бы ты хотел реагировать исходя из этого? Какие мысли у тебя из такого эмоционального состояния на эту ситуацию.
Намеренное ОЗЭРО
Чем намеренное ОЗЭРО отличается от ситуационного?
Здесь мы действуем из позиции нового обстоятельства.
Допустим — Сдал экзамен на пять баллов. Это новое обстоятельство
О — Провалил экзамен.
З — У меня получится. Я сдам экзамен на пять.
Э — Вдохновение, удивление.
Р — Нанять репетитора. Уделить больше времени на подготовку.
О — Сдал экзамен на пять баллов.
При необходимости вы проговариваете из нового состояния все действия, которые необходимы для достижения цели.
Так же по этой модели можно поработать с метафорическими картами. Сначала клиент все проговаривает, потом достает карту и озвучивает значение.
Аналогично метафорические карты в СМЭР