Пирамида Дилтса
Пирамида Нейро-Логических Уровней (Neuro-Logical Levels Pyramid) – это модель, разработанная американским психологом Робертом Дилтсом. Данный инструмент нужен для анализа и изменения различных аспектов личности. А так же поведения и взаимодействия людей с окружающим миром. Она позволяет понять, как разные уровни мышления и переживания связаны между собой и как изменение на одном уровне может повлиять на другие уровни.
Пирамида состоит из шести уровней, расположенных от физиологических и биологических потребностей внизу до духовных и высших уровней потребностей вверху.
В пирамиде шесть уровней:
Окружение: Это самый низкий уровень пирамиды, относящийся к физической среде, в которой человек функционирует, включая место работы, дом, общество и т.д.
Поведение: На этом уровне рассматривается наблюдаемое поведение человека, его действия, реакции и привычки.
Эти два уровня взаимосвязаны. Просьбы и требования находятся тоже здесь.
Способности: Этот уровень включает в себя стратегии, умения, способы действия, которыми человек пользуется для достижения своих целей.
Ценности и убеждения: Здесь находятся убеждения, ценности и установки, которые определяют то, что для человека важно и как он воспринимает мир.
Идентичность: Этот уровень связан с тем, кем человек считает себя. С его самооценкой, убеждением в своих способностях и роли в обществе.
Миссия: Наивысший уровень пирамиды, который касается духовных и высших жизненных целей, смысла жизни и связи с чем-то более значимым и высоким.
Согласно модели, изменение на более высоком уровне может повлиять на нижние уровни, но не всегда обратно. Например, изменение верований и ценностей человека может существенно повлиять на его поведение и способы действия, но простое изменение окружающей среды вряд ли изменит его идентичность или духовные устремления.
Закон пирамиды логических уровней
- Пирамида образуется снизу вверх;
- Влияние происходит сверху вниз;
- Более высокий уровень влияет на нижний уровень.
Пример: Человек ведет здоровый образ жизни.
Окружение: У меня есть тренер. Спортивная форма. Занятия проходят в спортзале.
Поведение: Я делаю гимнастику. Пью витамины. Кушаю здоровую еду. Гуляю на свежем воздухе.
Способности: Я могу бегать быстро.
Убеждения \ Ценности: Быть здоровым, значит жить счастливой жизнью.
Идентичность: Я здоровый человек.
Миссия: Вдохновлять людей быть здоровыми.